Периодическая проверка наличия материальных активов и анализ их состояния является необходимостью для каждой компании. Для проверки соответствия фактического количества активов данным учетной системы компании проводится инвентаризация имущества, т.е. сличение данных о количестве, отраженных в бухгалтерском учете с данными, полученными методом физического пересчета на определенную дату.
В зависимости от сферы деятельности организации, цели проведения инвентаризации могут отличаться от перечисленных выше и также решать дополнительные задачи.
Обязательство регулярного проведения инвентаризации собственного и арендованного имущества утверждено законодательными актами и методическими указаниями, в соответствии с которыми инвентаризация имущества организации проводится при возникновении следующих обстоятельств:
Помимо установленных законом обстоятельств, инвентаризация также проводится в соответствии с требованиями внутренней документации компании. В локальной документации необходимо зафиксировать периодичность и время проведения процедуры, определить перечень инвентаризируемого имущества, порядок назначения главы и членов инвентаризационной комиссии, условия принятия решения о проведении инвентаризации имущества организации внепланово.
Рассмотрим каждый шаг подробно.
Инвентаризационная комиссия
Материально-ответственные лица не допускаются к пересчету с целью исключения возможности скрытия и фальсификации результатов.
Все члены комиссии должны быть ознакомлены под роспись с приказом о проведении инвентаризации. Инвентаризация не признается действительной в случае отсутствия на момент ее проведения даже одного члена комиссии.
Подготовка
На этапе подготовки необходимо собрать все документы и отчеты, которые дают представление об имуществе, подлежащем инвентаризации. Эти документы передают членам комиссии, которые письменно должны подтвердить факт их получения своевременно и в полном объеме.
Необходимо обеспечить свободный доступ к товарно-материальным ценностям сотрудников, задействованных в их пересчете: освободить проходы между стеллажами на складе, обеспечить наличие необходимой специальной техники, стремянок, пустых коробок и другого вспомогательного инвентаря, который будет использоваться при подсчете количества. При необходимости, к проведению работ привлекаются сотрудники для помощи в физическом перемещении имущества. На данном этапе составляется план работ и распределяются обязанности персонала.
Проведение фактического пересчета
Инвентаризационная комиссия в полном составе проводит пересчет, измерение, взвешивание имущества. Результаты пересчета вносятся в инвентаризационные ведомости, которые составляются минимум в двух экземплярах и подписываются членами комиссии. Отдельные описи составляются по имуществу, находящемуся в собственности компании, арендованному и хранимому имуществу.
Материально-ответственные сотрудники обязаны присутствовать на данном этапе, но участвовать непосредственно в пересчете они не имеют права. В том случае, если за один день инвентаризация не закончена, то члены комиссии, покидая объект, опечатывают его.
Ведомости пересчета могут составляться как вручную, так и в электронном виде с помощью специальных программ и терминалов сбора данных, использование которых значительно сокращает время на идентификацию ТМЦ, позволяет группировать и систематизировать результаты в автоматическом режиме, сводя к минимуму вероятность ошибок.
Таким программным обеспечением, оборудованием и персоналом с навыками его использования обладает компания «Скан Контроль», специалисты которой имеют большой опыт проведения профессиональной независимой инвентаризации на различных объектах, таких как: магазины, склады, офисы и производственные предприятия.
Программное обеспечение и оборудование компании позволяет в полуавтоматическом режиме проводить пересчет как уникальных, так и однотипных объектов в большом количестве. А внедрение на время инвентаризации собственной системы адресного хранения на складах (если она не используется на предприятии) значительно упрощает процесс пересчета и последующего поиска ТМЦ при проведении проверки выявленных отклонений от данных учетной системы.
Сверка, анализ результатов, оформление итоговых документов
Сопоставление полученных в ходе пересчета данных о количестве с имеющимися у бухгалтерии, выявление отклонений, повторная проверка, внесение корректировок либо подтверждение факта расхождений.
При выявлении несоответствия составляется инвентаризационная сличительная ведомость, проводится анализ и указываются причины излишков или недостачи. В случае, если расхождения не обнаружены, составляется простая инвентаризационная опись, которая в дальнейшем может быть использована при составлении отчетности.
На основании составленных в ходе проведения инвентаризации имущества унифицированных ведомостей бухгалтерские данные приводятся в соответствие с реальными с помощью процедур, таких как: оприходование излишков, списание недостачи, взаимозачет, отнесение на виновных лиц.
333.55 кБайт
Остались вопросы по услуге? Просто задайте их нашим менеджерам и они с удовольствием на них ответят